Максим Богданович - классик белорусской литературы, один из создателей белорусского литературы и литературного языка нового времени, поэт, прозаик, публицист, литературовед, переводчик.


   Родился 9 декабря 1891 (по новому стилю) в Минске в семье учителей. Отец - Адам Егорович Богданович (1862-1940) происходил из семьи безземельного крестьянина, бывшего крепостного. Окончил Несвижскую учительскую семинарию, работал преподавателем и руководителем городского начального училища в Минске, оценщиком и землеустроителей в Крестьянским земельном банке в Гродно, Нижнем Новгороде, Ярославле. Известен как ученый-фольклорист, этнограф, историк. Был близким другом знаменитого русского писателя Максима Горького. Мать - Мария Афанасьевна Мякота (1869-1896) - окончила учительские курсы в Петербурге, занималась педагогической практикой. В браке Адама Егоровича с Марией Афанасьевной было четверо детей (сыновья Вадим, Максим, Лев, дочь Нина).


Семья Богдановичей в г. Гродно

   В 1892 г., почти сразу после рождения Максима, семья переехала в Гродно, а в 1896 г., после смерти от туберкулеза Марии Афанасьевны, Богдановичи сменили место жительства на Нижний Новгород. Через несколько лет Адам Егорович вступил в брак с Александрой Павловной Волжиной (родной сестрой жены Максима Горького), однако она умерла при родах, а их маленький сын Александр воспитывался в семье Горького (в двухлетнем возрасте мальчик тяжело заболел и умер). Позже А.Е. Богданович связал свою жизнь с сестрой своей первой жены - Александрой Афанасьевной Мякотой, и у них родилось пятеро сыновей (Павел, Николай, Алексей, Вячеслав и Роман).


А.Е. Богданович, отец поэта

   Надо отметить, что в семье Богдановичей говорили по-русски, но образ жизни, привычки, вкусы, настроение мыслей в своей основе были белорусские. Здесь дети слышали белорусские сказки, песни, поговорки. Отец уделял много внимания своим сыновьям, он привил им любовь к литературе. В одном из писем к другу Максим отмечал: ╚Меня воспитывал отец. Как-то я показывал вам его библиотеку. В ней все есть существенное, что явилось когда бы то ни было в литературе всего мира. Мы с детства проходили эту мировую школу... Разумеется, главное внимание обращалось на славянские литературы ... ". И, очевидно, эти обстоятельства способствовали тому, что уже в десятилетнем возрасте Максим начал пробовать писать художественные произведения по-белорусски.

   С 1902 по 1907 г. Максим Богданович учился в Нижегородской мужской гимназии. Юноша находился в атмосфере радикальных политических настроений. В доме Богдановичей собиралась демократическая интеллигенция. Максим активно посещал различные митинги и манифестации, в результате чего получил в аттестате оценку "неблагонадежного ученика". В это же время он изучает белорусский язык и литературу, знакомится с материалами белорусских газет "Наша доля", "Наша нива", которые существенно повлияли на формирование его мировоззрения. И в дальнейшем, в своей творческой деятельности, Максим Богданович предпочитал белорусский язык. Особенно это касается его художественного творчества.

   1907г. считается началом литературной деятельности Максима Богдановича. Его первым значительным художественным произведением было белорусскоязычный прозаический рассказ "Музыка", которое сразу же напечатала "Наша нива". В повествовании рассказывается легенда о музыканте, который "много ходил по земле и все играл на скрипке". Необычные были и его скрипка, и музыка. Если плакала скрипка в руках музыканта, то каждый "все плакал бы своей доли", когда грозно гудели струны, "люди поднимали опущенные головы, и гневом великим блестели их глаза". За его творчество "злые и сильные люди" бросили музыку в тюрьму, где тот и погиб. Но не погибла память о нем. В этом аллегорическом произведении молодой автор рассказывал о многострадальном судьбе Беларуси на протяжении веков и выражал надежду на скорые перемены к лучшему.

   С 1908 г. Богдановичи жили в Ярославле, здесь Максим продолжал обучение в гимназии. В этот период молодой человек столкнулся с тяжелыми испытаниями. В 1908 г. от туберкулеза легких умер старший брат Максима - Вадим. А весной 1909 заболел туберкулезом и Максим. Отец отвез его в Крым на лечение, что хорошо повлияло на состояние его здоровья, он увлекся южным краем, появился первый круг знакомых, влюбленность.

   В 1908 г. Максим Богданович написал первые лирические стихи: "Над могилой", "Придет весна", "На чужбине", которые были опубликованы в ╚Нашей ниве╩. Много других стихов молодого поэта члены редколлегии газеты в то время считали ╚декадентскими╩ и не печатали. В 1909 г. с его произведениями ознакомился белорусский поэт, публицист, критик, сотрудник газеты "Наша нива" С. Полуян, который сыграл значительную роль в творческой судьбе молодого поэта, настояв на публикации его стихов. И начиная с 1909 г. произведения Максима Богдановича не сходили со страниц этой газеты. Среди них стихотворение "Краю мой родной! Как заклятый богом...", в котором отчетливо прозвучала тема социального гнета и национального возрождения белорусов. Богданович заявил о себе как о певце родного края. По некоторым оценкам, это произведение поставил его рядом с Янкой Купалой и Якубом Коласом. Кроме того, в "Нашей ниве╩ были напечатаны такие произведения, как короткое стихотворное лирическое повествование ╚Из песен белорусского мужика" - реалистичная импрессия, полная веры в творческие силы народа, стихи "темнота", "Филин", "Разрытая могила", а также переводы из Гейне, Шиллера.

   1911г. явился в значительной мере переломным в жизни Максима Богдановича. После окончания учебы в гимназии он посетил Вильно, где познакомился со знаменитыми деятелями белорусского национально-освободительного движения братьями И. и А. Луцкевичами, белорусским писателем, историком, филологом, литературоведом В. Ластовским. По приглашению Луцкевичей Максим Богданович почти все лето жил в усадьбе Ракутевщина около Молодечно. К этому времени он имел только книжное представление о Беларуси, но здесь, в 20-летнем возрасте смог вблизи увидеть белорусский природу, жизнь и быт белорусов.

   Будучи в Вильнюсе, молодой поэт ознакомился в частном белорусском музее братьев Луцкевичей с коллекциями старинных раритетов, и под их впечатлением написал стихотворение "Слуцкие ткачихи". В этом произведении автор рассказывает печальную историю крепостных ткачих, описывает красоту родной земли, поэтизирует умение мастериц ткать золотые пояса, где "вместо персидского образца цветок родимый василька".

   Получив аттестат зрелости, Максим Богданович намеревался поступить в Петербургский университет на филологический факультет, но из-за отсутствия средств, а также из-за того, что сырой климат столицы не подходил для человека со слабым здоровьем, не смог осуществить свое намерение и, вернувшись из Беларуси в Ярославль, поступил в Демидовский юридический лицей. При этом Максим очень настойчиво занимался самообразованием. Уже к тому времени его знания в области истории, литературы, культуры народов славянского мира имели энциклопедический характер. Он также много внимания уделял иностранным языкам: изучал греческий, латинский, итальянский, польский, французский и немецкий.

   В тот период были написаны стихотворные лирические рассказы "В деревне" и "Вероника". Оба - дань увлечению поэта женщиной. Поэтическое описание глубоких чувств женщины к ребенку, присущих даже маленькой девочке - идейная задумка произведения "В деревне". Фабула "Вероники" - воспоминание о девочке, которая незаметно для автора, "в красе своей весны" выросла, разбудив в душе поэта первую любовь, а с ним - тягу к идеальному, прекрасному, к поэзии. Музой для Максима Богдановича стала Анна Кокуева, сестра его одноклассника, талантливая пианистка. Образ этой женщины навеял и такие поэтические произведения, как "Вчера счастье только глянуло робко", "Больше всего на свете хочу я", некоторые другие. Второе знаменитое произведение - стихотворение Максима Богдановича "Романс" (*** Звезда Венера взошла над землею "), который позже стал широко известной песней, конкретного адресата не имеет.


Анна Рафаиловна Кокуева

   Тогда же были созданы стихи, которые потом составили циклы "Старая Беларусь", "Город", "звуки Родины", "Старая наследие". Основным содержанием произведений была борьба за гуманистические идеалы, на первый план выходила тема подневольной жизни белорусского народа, громко звучали идеи национально-освободительной борьбы против царской империи. В 1909-1913 гг. Максим Богданович написал также более десяти стихотворений на русском языке, сделал ряд переводов на белорусский язык Овидия, Горация, П. Верлена.

Кроме того, в этот период Максим Богданович занимался разработкой концепции развития белорусского литературы от древности до начала ХХ в. Это нашло отражение в статье по истории белорусской письменности "глыбы и слои" (опубликовано в ╚Нашей ниве╩), а также в работах "Краткая история белорусского письменности до XVI в столетия", "За сто лет. Очерк истории белорусской грамотности" и "Новый период в истории белорусской литературы ".

   В 1912 г. газета "Наша нива" опубликовала ряд стихотворений поэта, посвященных истории Беларуси. А в Вильнюсе, в типографии Мартина Кухты, издан единственный прижизненный сборник произведений Максима Богдановича "Венок" (на титуле обозначен 1913 г.) с посвящением: "Венок на могилу С.А. Полуяну (умер 8 апреля 1910 г.)". В сборнике около 100 стихотворений, которые объединены по циклам: "В зачарованном царстве", "Звуки Родины", "Старая Беларусь", "Город", "Думы", "Свободные думы", "Старая наследие", "Мадонны". Кроме того, Максим Богданович создал рукописный сборник поэзии "Зелень", куда он включил три стихотворения на русском языке и 19 переводов своих же белорусских стихов на русский язык.

Среди значимых событий личной жизни Максима Богдановича с 1914 и почти доконце 1916 г. были поездка в Крым для повторного курса лечения и новая любовь, которая принесла ему много переживаний. Следует также отметить и профессиональное признание молодого литератора со стороны коллег: Максима Богдановича приняли в члены "Всероссийского общества деятелей периодической печати и литературы".

   В этот период поэт написал цикл стихов "На тихом Дунае. Стихи белорусского состава", поэму "Максим и Магдалена", другие произведения. В стихотворениях, объединенных в цикле "На тихом Дунае ...", отчетливо звучат фольклорные мотивы, одним из наиболее известных произведений этого собрания является "Лявониха". Тема поэмы "Максим и Магдалена" - любовь деревенского парня к дочери воеводы, который жестоко расправляется с юношей, и тот погибает как герой. Писал Максим Богданович стихи и на русском языке, причем часть из них не имеют авторского белорусского текста (такие лирические произведения, как "Зачем грустна она была", "Я вспоминаю Вас такой прекрасной, стройной", "Зеленая любовь", "Осенью") .

   Кроме того, в российской и украинской печати появляются публицистические статьи Максима Богдановича на русском языке, посвященные вопросам истории литературы, национальном и общественно-политическим проблемам (╚Новая интеллигенция", "О гуманизме и неосмотрительности", "Белорусы", ╚Украинская казачество╩,╚Образ Галиции в художественной литературе╩), выходят историко-краеведческой-этнографические брошюры (╚Червонная Русь", "Угорская Русь ", ╚Братья-Чехи╩), а также литературоведческие рецензии, фельетоны.

   Осенью 1916 г., окончив в Ярославле юридический лицей, Максим Богданович переехал в Минск. Здесь он работал секретарем продовольственного комитета минской губернской управы, одновременно занимался делами беженцев в Белорусском обществе помощи пострадавшим от войны, участвовал в работе кружков молодежи. Богданович поселился на одной квартире с литератором ЗмитрокомБядулей, который позже оставил много воспоминаний о поэте.

   В это время Максим Богданович написал такие знаменитые произведения, как "Стратим-лебедь" и "Погоня". "Стратим-лебедь" - это поэтизация библейского мифа о лебеде, согласно которому один только Стратим-лебедь отказался от Ноева ковчега, сам вступил в единоборство со стихией потопа, однако трагически погиб, потому что не в силе оказался удержать птиц, которые сели нанего, спасаясь от потопа. Хотя сам Стратим-лебедь погибал, но давал жизнь другим птицам. В мифе осуждалось непокорностью, Богданович ее прославлял. В стихотворении ╚Погоня╩ автор обращается к героическим страницам белорусского прошлого, призывает защищать свою Мать-Страну. Это произведение многими воспринимался как гимн белорусов.

   У Максима Богдановича было много творческих планов, он хотел издать ряд поэтических сборников ("Новолуние", "Кольцо", "Шиповник"). Но осуществить эти намерения не смог. В конце февраля 1917 г. из-за обострения болезни покинул Минск и снова направился в Крым. Однако лечение не помогло, и 25 мая 1917 г. в двадцатипятилетнем возрасте Максим Богданович умер. Похоронен в Ялте на городском кладбище.


Памятник на могиле М.А. Богдановича (г. Ялта)

   Максим Богданович прожил очень короткую, но чрезвычайно плодотворную в творческом отношении жизнь. Он достиг широкого признания современников и потомков. Имя Максима Богдановича стоит рядом с такими классиками белорусской и мировой литературы, как Янка Купала и Якуб Колас. Его творческое наследие - существенная часть духовной культуры белорусского народа. По оценке белорусского литературоведа, поэта А. Лойко: "Максим Богданович как творец, мыслитель, историк ... уникальное, феноменальное явление, которое не укладывается ни в рамки своего времени, ни в рамки целых литературных эпох".

   Одним из первых поэт обогащает национальную литературу новыми для нее стихотворными формами и тематическими направлениями, переводамина белорусский язык произведений классиков мировой литературы. Рассказы Максима Богдановича, как утверждает литературовед Т. Короткая, "лежат у истоков национальной прозы, а его критические исследования во многом предопределили развитие литературной критики, стали фундаментальной основой в изучении истории литературы".

   Максим Богданович был среди тех пионеров белорусского национального возрождения, кто пытался показать место и роль белорусского народа в истории и времени, сформулировать национальную идею белорусов, осмыслить пути дальнейшего развития белорусской нации.

   Как считает А. Лойко: "Все Ярче видится фигура Богдановича в контексте мировой литературы". По мнению переводчика произведений поэта на английский язык В. Рич из Великобритании, Максим Богданович "входит в пантеон великих поэтов мира, как равный среди равных".

   Роль и значение Максима Богдановича в развитии белорусской изящной словесности, в национальном и духовном возрождении белорусов высоко оценено потомками.    Творческое наследие Максима Богдановича изучает одна из отраслей белорусского литературного науки - багдановичазнавства.

   Собрание сочинений поэта в двух томах выходил в Минске в 1927-1928 гг. и в 1968 г. Полное собрание сочинений в трех томах изданы в Минске в 1992-1995 гг. Кроме того, в 1981 г. в Минске вышло факсимильное издание сборника "Венок".

   Память Максима Богдановича увековечено в названии крупной улицы Минска. Улицы его имени есть также в Бресте, Витебске, Гомеле, Гродно, Могилеве, Нижнем Новгороде, Ярославле, Ялте и других населенных пунктах. Его имя присвоено школам и библиотекам во многих городах Беларуси.

   О жизни и творчестве Максима Богдановича сняты три кинофильмы и один видеофильм. Его судьбе посвящен поп-опера Игоря Поливода (либретто составлено Леонидом Прончака) "Максим" и оперетта Юрия Семеняко на либретто Александра Бачило "Зорка Венера".

   На стихи Максима Богдановича записывались музыкальные произведения. Некоторые из них стали народными песнями ("Лявониха", "Зорка Венера", "Слуцкие ткачихи").

   Знаменитый вокально-инструментальный ансамбль "Песняры" не раз обращался к творчеству поэта. Отдельно следует отметить программу "Венок", полностью составленную из песен на стихи Максима Богдановича, музыку к ней написали Владимир Мулявин и Игорь Лученок.

   Произведения белорусского поэта переведены на два десятка языков мира (среди них такие распространенные, как английский, испанский, немецкий, польский, русский, украинский, французский), публиковались в Великобритании, Германии, Польши, России, Франции, Югославии и других странах. Еще в 1950-е гг. в Москве был издан большой сборник его избранных произведений на русском языке в переводе лучших советских поэтов.

   100-летие со дня рождения классика белорусского литературы Максима Богдановича было отмечено в календарном списке ЮНЕСКО "годовщины выдающихся личностей и событий" на 1991.