Музей истории города Ярославля располагается в одном из самых живописных мест города ≈ на Волжской набережной, в доме с историей, охватывающей более века. Дом купца Василия Яковлевича Кузнецова, построенный в начале 1890-х годов в модном тогда стиле эклектика и под влиянием модерна, вобрал в себя лучшие черты городской усадьбы минувшей эпохи. Анфилада комнат на двух этажах, лепнина с растительными и музыкальными орнаментами на потолках трёх просторных залов, в которых проводятся музейные мероприятия, ленты фигурных карнизов с головами львов на фасадах здания, подчёркивающие статус первого хозяина, ≈ всё это погружает посетителя в историю места.




 
   Первый купеческий дом на этом месте зафиксирован в источниках ещё во второй половине XVIII века. Впоследствии здания в этой части города строились и перестраивались, у них были разные хозяева, но всегда это пространство было связано с повседневностью горожан, было местом жительства для них и местом времяпровождения. Строительство дома на набережной, на месте снесённых построек приобретённого у купца Николая Алексеевича Друженкова имения, ≈ ╚совершенно ветхого╩ каменного двухэтажного дома с деревянной пристройкой и хозяйственными постройками ≈ стало важным семейным делом для Василия Яковлевича Кузнецова. При оценке построенной В.Я. Кузнецовым усадьбы в начале XX века отмечалось: ╚В 10-ти комнатах 2 этажей полы паркетные, отделка роскошная╩. В 1893 году во дворе усадьбы был построен каретник, который тоже является частью экспозиционного пространства музея. Дом на набережной стал материальным воплощением приобретённого социального статуса купца первой гильдии, потомственного почётного гражданина города В.Я. Кузнецова, он напоминает об архитектурном облике города той эпохи и погружает посетителя в наполненное историческими смыслами пространство, всем своим архитектурным обликом хранит память о первом хозяине.    Василий Яковлевич Кузнецов (1833 ≈ 1901) с ранних лет был погружён в торговую среду, первоначально ≈ небольшого города Нерехта Костромской губернии, где вместе с родными держал лавки, а затем, начав самостоятельный путь, ≈ в ярославскую. Вся его деятельность была направлена не только на накопление капиталов, которые к концу его жизни оценивались в огромную для того времени сумму ≈ 1 миллион рублей ≈ но и на процветание и благополучие города Ярославля. Горожане приобретали в лавках купца Кузнецова чай, сахар, кофе, бумагу, канцелярские и бакалейные товары, а купец часть вырученных средств направлял на благотворительность, благоустройство церквей и приютов, помощь нуждающимся. В разные годы он был попечителем Александровского приюта для мальчиков-сирот, состоял в Ярославском комитете призрения неимущих, долгое время участвовал в работе Ярославского Управления Российского общества Красного Креста. Василий Яковлевич был дважды женат. Первый брак с рано почившей дочерью ярославского купца Андрея Григорьевича Сущёва, Александрой Андреевной, не принёс ему детей. Купец принял дальновидное решение ≈ взял на воспитание своих племянников, Василия Платоновича Кузнецова и Павла Онуфриевича Говорова. Василию Яковлевичу была близка идея о семейности торгового дела, как залоге успеха, поэтому своим племянникам он передал знания и привил внимательное отношение к организации дел. Поддерживала Василия Яковлевича и его вторая жена Елизавета Максимовна, дочь норского купца Максима Григорьевича Кузнецова, брак с которой также не подарил наследников. Наследниками капиталов по завещанию стали его племянники, которые в 1902 году учредили торговый дом, а Василий Платонович, отдавая дань уважения дяде, в центре города открыл первую в Ярославле паровую кондитерскую фабрику, на которой использовались самые передовые технологии производства сладостей на любой, даже самый изысканный вкус.


 
   Дом на Волжской набережной по завещанию перешёл в собственность вдове Елизавете Максимовне Кузнецовой ╚со всею при нём землёю, приобретённой как от Ярославского Городского Общества, так и от ярославского купца Николая Алексеевича Друженкова, и постройками на ней╩. Хозяйственные помещения на территории усадьбы стали использоваться как хлев и курятники. По городской переписи 1917 года дом Елизаветы Максимовны был разделён на две квартиры, одну из которых занимала сама хозяйка, а другую ≈ кучер, он же ≈ дворник, работающий по найму, и хозяйка мелочной лавки. В 1918 году дом был национализирован и, как тогда говорили, ╚уплотнен╩, заселён новыми жильцами, потеснившими Елизавету Максимовну.    В советское время функционал здания изменился ≈ из места жительства дом перешёл в разряд общественно значимых мест, в этом здании жители города стали получать медицинскую помощь. В разное время здесь располагались: Дом матери и ребенка (1928 г.), детская больница имени 8 марта (с 1928 г. по 1947 г.), глазное и хирургическое отделения Клинической больницы ╧ 1 (с 1947 г. по 1985 г.). Прогулявшись взглядом по потолкам просторных залов, можно заметить, что в некоторых залах потолочные тяги (рамки, обрамляющие потолок) не совпадают с их пространством. Вероятно, это ≈ результат неоднократного перепрофилирования здания в XX веке, которое могло сопровождаться изменением планировки дома.


   Музейная жизнь дома началась в 1985 году, когда в нём разместился Музей истории города Ярославля ≈ филиал Ярославского историко-архитектурного и художественного музея-заповедника, особое внимание в экспозиционном пространстве которого уделялось топографии города, архитектурным памятникам и городскому хозяйству.




   В 1998 году начался новый музейный этап в истории старинного дома на Волжской набережной. По инициативе мэра города В.В. Волончунаса, поддержанной губернатором А.И. Лисицыным, был создан муниципальный музей. В короткий срок под руководством первого директора музея Владимира Георгиевича Извекова, были проведены ремонтно-реставрационные работы внутренних помещений и фасада здания, была создана новая экспозиция. Превращение усадьбы конца XIX века в музейное пространство осуществлялось под руководством архитекторов-реставраторов фирмы ╚Ярреставрация╩ С.Н. Столяровой и С.Е. Новикова. В пояснительной записке к проекту реставрации усадьбы Кузнецова отмечается: ╚Дом Кузнецова √ один из немногих памятников Ярославля, который сохранился до нашего времени почти в неискажённом внешнем виде (фасады), за исключением переделок крылец в северном дворе и белокаменного цокольного пояса╩. Тогда же был обустроен внутренний дворик, появился парадный вход в музей со стороны Волжской набережной.




   В День города, 29 мая 1999 года, музей открылся для посетителей. С этого времени гостей принимает экспозиция ╚Десять веков истории города Ярославля╩, воплощающая концепцию ╚Ярославль в истории России, человек в истории Ярославля╩. Под этим девизом быстрыми темпами, отходя от принятой практики создания музея на основе коллекции, собирались музейные экспонаты, которые передавали другие музеи, коллекционеры, краеведы, жители города.


   К 2002 году был обустроен длинный коридор административной части музея, соединивший между собой здание бывшей усадьбы и бывшего каретника. В мае 2002 года в здании бывшего каретника открылась экспозиция ╚Из истории ярославской медицины╩, единственная в Ярославской области, рассказывающая о развитии медицинского дела от истоков до внедрения новых технологий в начале нового тысячелетия. В этот период музей был принят в состав действительных членов Союза музеев России, в дальнейшем его работа была отмечена на фестивале ╚Интермузей╩. Музей становится творческой площадкой, местом коммуникации жителей города, встреч горожан, осмысления городского пространства и жизни города с тысячелетней историей. ╚Музей, и это главное, посещаем и востребован жителями и гостями города, поскольку зарекомендовал себя как культурно-исторический центр, в котором кроме исторической экспозиции и выставок проводится много интерактивных программ, праздников, подготовленных на основе краеведческих материалов╩ √ отмечал директор музея В.Г. Извеков. Со временем музей стал уделять большое внимание особенностям планировки города и теме включения его исторического центра, в котором располагается и дом В.Я. Кузнецова, в Список объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО, проблеме осмысления городского пространства.    На современном этапе развития музей нацелен на активное взаимодействие с местными сообществами, является площадкой коммуникации жителей города, местом проведения конференций, круглых столов и дискуссий, использует игровые форматы общения с посетителями, участвует в международной акции ╚Ночь музеев╩, является местом знакомства с городом для туристов. Музей концентрирует смыслы, связанные с каждым этапом истории дома и того места, где он располагается. Роль музея в числе прочего, заключается в том, чтобы научить посетителя видеть эти смыслы, принимать их, включать в актив представлений о каждом периоде в истории города. Здесь с посетителем вступает в диалог не только сотрудник музея или музейный предмет, но и само пространство дома. Приходите в музей, давайте поговорим.